Ощутимый опыт практической работы компании Acotax, связанной с ежедневным бухгалтерским обеспечением деятельности предприятий-клиентов, а также серьезная методическая поддержка специалистов в области практического применения аутсорсинга нашей головной компании позволяют нам совершать гораздо меньше ошибок. Многие из них удается предвидеть уже заранее. Мы хотели бы опубликовать перечень наиболее популярных мифов и заблуждений в отношении бухгалтерского обеспечения предприятий, с которыми приходилось сталкиваться. Ситуация в сфере бухгалтерских услуг очень быстро меняется. Мы постараемся отразить на этой странице новые "веяния", которые могут возникать со временем...
1. Бухгалтера необходимо искать только по рекомендации
Это пожалуй самое древнее и устойчивое предубеждение. Однако практика показывает, что более 80% наших клиентов пришли к нам, не используя рекомендаций знакомых. Зато мы знаем много случаев, когда привлечение родственников, знакомых и просто людей по рекомендации ничем хорошим не заканчивалось. Действительно, все люди - это прежде всего просто люди. И можно ли надеяться на то, что в случае возникновения любых сложностей человек поведет себя максимально корректно и
ответственно только лишь потому, что его рекомендовали на эту работу?
Кроме того, имейте в виду, что в выборе бухгалтерской компании рекомендации друзей и знакомых не сильно помогут вообще. Результат оказания услуг бухгалтерского аутсорсинга очень сильно подвержен влиянию личностного фактора. Так же как когда вы нанимаете сотрудника. А потому выбирайте тех, с кем у вас установилось взаимопонимание. Это важнее. Рекомендации же других смогут дать вам предварительную информацию об успешности и
профессиональной компетентности потенциального партнера. Не более того...
2. Бухгалтера найти легко. Я только "свистну", и будет стоять очередь...
Бухгалтер является ключевым сотрудником предприятия. И Ваше умение находить взаимопонимание с ним очень важно. Можно даже сказать "дорогого стоит"! По оценкам специалистов по подбору персонала стоимость ввода нового сотрудника в организацию составляет в среднем три оклада нового сотрудника. Это при условии, что он пройдет испытательный срок. А если нет? Тогда новый поиск и новые затраты. Кроме того, по нашему опыту, построение эффективного бухгалтерского подразделения отнимает достаточно много усилий и от полугода до двух лет упорной системообразующей работы над эффективностью работы бухгалтерии. Даже если в ней будет всего один-два человека. Можете Вы это себе позволить? И самое главное - нужно ли?
3. Штатный бухгалтер будет полностью работать на меня
"Если я найму бухгалтера в штат, он будет работать только на меня и заботиться об интересах предприятия" - одно из самых распространенных заблуждений. Возможно это удивит Вас, но
сотрудники так же беспокоятся об эффективности своей работы как и вы об эффективности работы компании. А потому не очень любят простоев в работе и всякой другой "ерунды", особенно если за это не платят. В результате, заглянув в тумбочку своего бухгалтера, Вы рискуете обнаружить там несколько печатей разных предприятий, о которых раньше никогда не слышали...
4. Бухгалтер должен понимать специфику бизнеса
Еще иногда говорят что бухгалтер "должен держать руку на пульсе". Ответьте честно себе на вопрос - кого вы ищете? Управленца, специалиста по продажам, администратора или все-таки бухгалтера... Если вам необходим человек, с которым можно посоветоваться по всем принимаемым решениям - это одно, а если вам нужен хороший бухгалтер - совершенно другое!
Главной функцией бухгалтерии является работа с документами и данными. А предоставить их своевременно - Ваша забота. Бухгалтер не может знать, о чем Вы думаете...
Поверьте на слово, специфика бухгалтерии у всех одна - Налоговый кодекс РФ и основные руководящие документы. А вот специфику применения различных режимов налогообложения предприятия и учетных операций знать обязан.
Но сможете ли вы определить уровень его компетентности в этом? А потому выбирайте бухгалтера или бухгалтерскую компанию с наиболее опытом работы с предприятиями в различных отраслях.
5. Бухгалтерский аутсорсинг - только для малых
Утверждение о том, что бухгалтерский аутсорсинг подходит только для тех, кто не может позволить себе штатного бухгалтера - мягко говоря, не
соответствует действительности. Бухгалтерский аутсорсинг может быть использован практически любой компаний независимо от ее размера.
Об этом свидетельствует успешный мировой опыт многих компаний, включая Shell, Hewlett-Packard и многих других. Проблема заключается в том, что чем крупнее компания и чем больше в ней разнообразных бизнес-процессов, тем сложнее внедрение аутсорсинга на предприятии с административно-управленческой точки зрения. Это предъявляет повышенные требования к специальным знаниям и уровню квалификации руководителей, а также грамотности других сотрудников.
6. Бухгалтерский аутсорсинг исключает наличие штатного бухгалтера
Руководитель организации отвечает перед законом за организацию бухгалтерского учета и отчетности на своем предприятии. Но вы в праве организовать их так, как вам наиболее удобно и максимально безопасно с позиции надежности. Поэтому никто не в сможет запретить вам принять
на работу бухгалтерского работника, заключив при этом договор на оказание бухгалтерских услуг со сторонней компанией. Даже если она будет не одна. К примеру, одна из
компаний предоставляет услуги аутсорсинга расчета заработной платы, другая - бухгалтерского аутсорсинга.
Еще раз напомним - возможны любые варианты перераспределения функций и организации бизнес-процессов. Только учтите, что чем больше у вас структурных
звеньев, тем сложнее может быть всем этим управлять...
7. Бухгалтерскую компанию нужно искать поближе
Наша многолетняя практика показывает, что территориальная близость обслуживающей компании не имеет никакого значения. (как говорят водители - "на скорость не влияет...") В бизнесе меняется все
достаточно быстро и часто. Вы уверены, что ваш офис или даже дом будет располагаться через несколько лет там же
где и сейчас?
Едва ли. И что вы будете делать если расположение вашего офиса изменится? Искать другую бухгалтерскую компанию? Вряд ли это разумно. И уж тем более вряд ли это благоприятно скажется на вашем бизнесе. А потому выбирайте лучше более квалифицированную компанию, чем ту которая ближе. Рядом не всегда лучше. А большего удобства это не принесет!
8. Бухгалтерский аутсорсинг - это большая экономия расходов
При расчете затрат на бухгалтерское обеспечение предприятий не стоит рассматривать вопрос однобоко. В большинстве случаев использования внешней аутсорсинговой компании или отдельных специалистов затраты на бухгалтерский учет и отчетность не ограничиваются стоимостью услуг привлеченных специалистов.
Добавьте к этим затратам рабочее время ваших сотрудников, которые в прямую или косвенно связаны с учетными процессами и свое собственное время на постановку задач, оформление запросов, заверение документов и т.д. Вы удивитесь возможно, но затраты получатся гораздо больше.
Правильнее в этом случае будет оценивать все затраты в комплексе. А в какой комбинации инструментов и ресурсов обеспечивать бухгалтерский учет и отчетность на собственном предприятии - решать Вам.
9. При переходе на аутсорсинг можно дополнительно сэкономить
Некоторые наиболее азартные в вопросах экономии руководители ошибочно полагают, что с помощью перехода на бухгалтерский аутсорсинг в юридические или аудиторские компании можно дополнительно сэкономить. Еще и на юридических или аудиторских услугах. О существенной разнице в работе аудиторских, бухгалтерских и юридических компаний
и о том, насколько в действительности это "выгодно", читайте "Бухгалтерские услуги и аутсорсинг. В чем разница?" на странице нашего сайта.
Юристы ценят свою работу не меньше бухгалтеров. А потому не стоит рассчитывать на получение от них каких-либо индивидуально разработанных юридических документов в рамках договора на бухгалтерское обслуживание. В большинстве случаев вы сможете рассчитывать только на типовой документ из справочной системы.
Индивидуальная проработка определенно повлечет дополнительную оплату.
Оказание аудиторских услуг параллельно текущему бухгалтерскому обслуживанию предприятия во втором случае, будет не только, мягко говоря, незаконным, но и значительно снизит надежность бухгалтерского обеспечения вашего предприятия в целом.
А значит ощутимо снизит эффективность и экономическую безопасность предприятия. К тому же аудиторские услуги все равно придется оплачивать отдельно.
10. Если бухгалтерия на аутсорсинге, то можно о ней больше не думать
Самое главное отличие аутсорсинга от оказания услуг состоит в том, что работа по оказанию услуг чаще всего выполняется без прямого участия в процессе заказчика. Заключая договор аутсорсинга - вы начинаете совместную работу над процессами. Без Вашего прямого участия работа по исполнению функций или обслуживанию процессов будет неэффективной и стимулирующей возникновение рисков финансовых потерь.
Не стоит забывать также об ответственности руководителя перед законодательством! Помимо того что не всякую ответственность можно переложить на внешних исполнителей в принципе, именно руководитель является заказчиком услуг и должностным лицом, которое должно контролировать процесс. Поэтому стоит хоть иногда поинтересоваться у
исполнителя - все ли документы и данные есть в его распоряжении, своевременно ли он получает их и т.д. Это поможет не только лучше понять вам реальное состояние бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, но и избежать всяческих "непредвиденных" сюрпризов.