Обмен данными при бухгалтерском аутсорсинге может осуществляться как в электронном виде, так и с помощью передачи бумажных документов. Мы рассматриваем здесь наиболее типичные способы обмена электронной информации, руководствуясь тем что эти способы наиболее эффективны и позволяют достичь наибольшей оперативности и надежности
взаимодействия.
При этом мы различаем три основные схемы бухгалтерского обслуживания.
1. Полный бухгалтерский аутсорсинг малых предприятий
(мобильный офис)
В этом случае клиент, как правило, не ведет у себя регистров бухгалтерского и налогового учета, полностью возлагая эту функцию на обслуживающую бухгалтерскую компанию. При этом часто бухгалтерская компания
еще и:
а) формирует по заявке клиента исходящие первичные документы
б) осуществляет платежи по поручению клиента по системе «Банк-Клиент».
Действительно, учитывая все вышеизложенное, применение термина «мобильный офис» кажется вполне уместным, поскольку клиент располагает максимальной свободой в отношении места своего нахождения или осуществления деятельности. А, учитывая что все распоряжения принимаются по факсу или электронной почте, получается, что клиент не ограничен в своем взаимодействии с осуществляющей бухгалтерское обслуживание компанией ни географическими, ни временными рамками.
При использовании полного бухгалтерского обслуживания ответственность сторон распределяется примерно следующим образом:
Ответственность компании, осуществляющей бухгалтерское обслуживание заключается в…
- Формировании регистров учета;
- Ведении базы данных с помощью программных средств 1С;
- Регулярном обновлении программного обеспечения и обеспечении его корректной работы;
- Формировании отчетности;
- Своевременной сдачи отчетности.
Ответственность клиента, использующего услугу бухгалтерского сопровождения заключается в…
- Своевременном и полном предоставлении надлежащим образом оформленных исходящих первичных документов и входящих документов от контрагентов;
- Достоверности предоставленных документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Схема идеально подходит для оказания услуг бухгалтерского сопровождения большинству малых предприятий, предприятиям, действующим по схеме «мобильный офис», и многим другим компаниям с невысокой активностью по банковским счетам и сделкам. Можно сказать, что это и есть самый яркий образ классической «внешней бухгалтерии».
2. Бухгалтерский аутсорсинг для средних предприятий
(консолидированный учет)
В этом случае бухгалтерское обслуживание предприятия-клиента осуществляется путем совместной работы с использованием программного комплекса 1С на разных площадках с последующим объединением данных в одной базе на стороне обслуживающей бухгалтерской компании с применением так называемых «планов обмена» прописанных в программном комплексе. При консолидированном учете бухгалтерские регистры ведутся как клиентом, так и бухгалтерской компанией. При этом на стороне клиента формируются только исходящие первичные документы, а полная обработка и формирование отчетности производятся бухгалтерской компанией. Объединение записей учета двух баз производится на основе реализованных в программе 1С версии 8.0 технологий. Таким образом, все выглядит так, как будто вы располагаете сетью складских помещений или филиальной сетью, а бухгалтерская компания выполняет функцию объединенной бухгалтерии. При этом у клиента появляется возможность иметь у себя полноценную бухгалтерскую базу своего предприятия.
При использовании бухгалтерского обслуживания с консолидированным учетом ответственность сторон распределяется примерно следующим образом:
Ответственность компании, осуществляющей бухгалтерское обслуживание заключается в…
- Формировании регистров учета;
- Своевременном обновлении программного обеспечения и обеспечении его корректной работы;
- Корректной обработке консолидированной базы данных с помощью программных средств 1С;
- Корректной выгрузке обновленной и обработанной базы и передача ее клиенту для обеспечения работы с исходящими документами;
- Формировании отчетности;
- Своевременной сдаче отчетности.
Ответственность клиента, использующего услугу бухгалтерского сопровождения заключается в…
- Своевременном и полном предоставлении надлежащим образом оформленных исходящих первичных документов и документов контрагентов;
- Своевременном предоставлении базы в электронном виде;
- Правильности записей о документах, отражаемых в информационной базе;
- Соответствии предоставленных документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности предприятия данным, отраженным в информационной базе.
Схема представляет собой обычную схему работы объединенной бухгалтерии среднего предприятия. Площадки клиента, на которых формируются исходящие первичные документы, фактически исполняют роль филиалов или обособленных подразделений предприятия, причем, возможно, в том числе удаленных. Схема наиболее эффективна для компаний, имеющих большой документооборот по оформлению текущих сделок с клиентами.
3. Бухгалтерский аутсорсинг для средних предприятий
(удаленный доступ)
Технологически, услуга бухгалтерского обслуживания с удаленным доступом осуществляется путем предоставления доступа по электронным каналам связи к бухгалтерской базе. Клиенту предоставляется возможность самостоятельно формировать исходящие первичные документы. При удаленном доступе бухгалтерские регистры ведутся как клиентом, так и бухгалтерской компанией. При этом клиентом формируются только исходящие первичные документы, а полная обработка и формирование отчетности производится бухгалтерской компанией. Но в этом случае в зависимости от местонахождения бухгалтерской базы, ответственность за саму базу и ее пополнение ложится на сторону, у которой она физически находится.
При использовании бухгалтерского обслуживания с удаленным доступом ответственность сторон распределяется примерно следующим образом:
Ответственность компании, осуществляющей бухгалтерское обслуживание заключается в…
- Формировании регистров учета;
- Ведении базы данных с помощью программных средств 1С, своевременном обновлении программного обеспечения и обеспечении его корректной работы (в случае нахождения базы у обслуживающей компании);
- Формировании отчетности;
- Своевременной сдачи отчетности.
Ответственность клиента, использующего услугу бухгалтерского сопровождения заключается в…
- Своевременном и полном предоставлении надлежащим образом оформленных исходящих первичных документов и документов контрагентов;
- Ведении базы данных с помощью программных средств 1С, своевременном обновлении программного обеспечения и обеспечении его корректной работы (в случае нахождения базы у клиента);
- Соответствии предоставленных документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности предприятия введенным в программный комплекс данным.
Схема представляет собой обычную схему работы бухгалтерии предприятия с одной базой. Исходящие первичные документы формируются самим клиентом. Схема наиболее эффективна для компаний, имеющих географически удаленные филиалы или представительства. Позволяет обеспечить полный и оперативный контроль за деятельностью таких подразделений.